Ассистивные технологии
Основные факты
- Ассистивные технологии — это собирательный термин, охватывающий разнообразные ассистивные средства и услуги.
- Ассистивные средства предназначены для того, чтобы поддерживать на прежнем уровне или повысить функциональные возможности и автономность людей, тем самым способствуя их благополучию.
- Слуховые аппараты, инвалидные кресла, вспомогательные средства коммуникации, очки, протезы, органайзеры для таблеток и средства напоминания — все это примеры ассистивных средств.
- Во всем мире более одному миллиарду человек необходимо по меньшей мере одно ассистивное средство.
- В контексте старения населения во всем мире и роста распространенности неинфекционных заболеваний к 2050 году более двух миллиардов человек будут нуждаться, по меньшей мере, в одном ассистивном средстве, а многим престарелым будет необходимо два и более таких средств.
- Сегодня доступ к ассистивным средствам имеет только один из 10 нуждающихся.
Введение
Ассистивные технологии дают людям возможность быть здоровыми, продуктивными, независимыми и сохранять свое достоинство, а также получать образование, выходить на рынок труда и участвовать в жизни общества. Ассистивные технологии снижают потребность в формальных услугах здравоохранения и поддержке, долгосрочном уходе и услугах опекунов.
Люди, не имеющие доступа к ассистивным технологиям, зачастую оказываются исключенными из жизни общества, пребывают в изоляции и бедности, что повышает негативное воздействие болезни и инвалидности на самого человека, членов его семьи и общество в целом.
Сегодня лишь один из 10 нуждающихся имеет доступ к ассистивным технологиям, что связано с их высокой стоимостью, низкой осведомленностью о них, их слабым распространением, отсутствием квалифицированных специалистов, политики и финансирования.
Кто мог бы воспользоваться ассистивными технологиями?
К категориям лиц, в наибольшей степени нуждающихся в ассистивных технологиях, относятся:
- инвалиды;
- престарелые;
- больные неинфекционными заболеваниями, такими как диабет и инсульт;
- люди с психическими нарушениями, включая деменцию и аутизм;
- люди, страдающие от постепенного угасания функциональных возможностей.
Здоровье, благополучие и положительный социально-экономический эффект
Ассистивные технологии могут положительно влиять на здоровье и благополучие человека, членов его семьи, а также иметь более широкие положительные социально-экономические последствия.
Например:
- Правильное использование слуховых аппаратов детьми раннего возраста облегчает получение языковых навыков, без которых человек с потерей слуха имеет крайне ограниченные возможности для получения образования и начала трудовой деятельности.
- Инвалидные кресла с ручным приводом расширяют возможности получения образования и трудовой деятельности, сокращая при этом расходы здравоохранения в связи с меньшим риском пролежней и контрактур.
- Ассистивные технологии могут позволить престарелым продолжать жить у себя дома и отложить или устранить необходимость специализированного долгосрочного ухода.
- Использование терапевтической обуви для больных диабетом сокращает распространенность язв ступни, является средством профилактики ампутации нижних конечностей и тем самым облегчает системы здравоохранения от связанного с этим бремени.
Неудовлетворенные глобальные потребности в ассистивных технологиях
Во всем мире многие люди, нуждающиеся в ассистивных технологиях, не имеют к ним доступа. Несколько примеров неудовлетворенной глобальной потребности в ассистивных технологиях:
- 200 миллионов человек с низким зрением не имеют возможности приобрести очки или другие приспособления для коррекции зрения.
- Инвалидное кресло есть лишь у 5-15% из 70 миллионов нуждающихся.
- 360 миллионов человек во всем мире страдают умеренной или серьезной потерей слуха. В настоящее время производство слуховых аппаратов покрывает только 10% глобального спроса.
- Отмечается колоссальная нехватка рабочей силы в секторе ассистивных технологий: в более 75% стран с низким доходом отсутствуют программы профессионально-технического обучения в области протезирования или ортопедии.
Для многих из стран с наиболее высокой распространенностью патологий, связанных с инвалидностью, характерны самые низкие показатели укомплектованности медицинскими кадрами, прошедшими подготовку в области использования ассистивных технологий (всего лишь два специалиста на 10 000 человек).
Слишком большая стоимость ассистивных средств — основная причина невысоких показателей их использования в странах с низким уровнем дохода.
Препятствия
Отсутствие политики
В очень небольшом числе стран есть национальная политика или программа в области ассистивных технологий. Во многих странах доступ к ассистивным технологиям в государственном секторе обеспечен слабо или не обеспечен совсем.
Даже в странах с высоким уровнем дохода, ассистивные средства часто нормируются или не входят в пакет услуг в рамках медицинского и социального страхования, что создает для пациентов и членов их семей необходимость совершать крупные выплаты наличными.
Так, во многих европейских странах распространенной является ситуация, при которой в рамках государственных программ людям с обусловленными старением нарушениями слуха предоставляется только один слуховой аппарат, тогда как большинству из них требуется два.
Недостаточное предложение
Производство ассистивных средств в настоящее время отличается небольшими объемами и высокой специализацией и ориентировано прежде всего на рынки с высокой покупательной способностью. Отмечается нехватка государственного финансирования, общенациональных систем оказания услуг, исследований и разработок, ориентированных на потребности пользователей, систем закупок, стандартов качества и безопасности, а также конструкторских решений, учитывающих условия эксплуатации.
Низкий уровень обслуживания
В странах с высоким уровнем дохода услуги зачастую изолированы друг от друга и не интегрированы. Люди вынуждены записываться к нескольким специалистам в разных местах, что связано с дополнительными издержками и усугубляет бремя, которое лежит на пользователях и лицах, ответственных за уход за ними, а также на бюджетах здравоохранения и социальной защиты.
Во многих странах с низким и средним уровнем дохода национальной системы оказания услуг, связанных с ассистивными технологиями, не существует. Те, кто могут себе это позволить, покупают ассистивные средства непосредственно в аптеках, частных клиниках или у производителей.
Менее обеспеченные категории населения вынуждены полагаться на бесплатные товары, нерегулярно предоставляемые в рамках благотворительной деятельности, часто основанной на массовой раздаче низкокачественной или бывшей в употреблении продукции. Часто такая продукция не соответствует потребностям пациента или условиям эксплуатации. При этом отсутствуют возможности ремонта или последующего наблюдения за использованием продукта. Аналогичная ситуация часто встречается в рамках осуществления программ по чрезвычайному реагированию.
Нехватка кадров
Крайне важным вопросом является обеспечение наличия подготовленного персонала для правильного назначения ассистивных средств, их настройки, обучения пользователей и дальнейшего наблюдения. Без этих ключевых элементов ассистивные средства часто оказываются неэффективными или перестают использоваться пациентами. В некоторых случаях они могут привести даже к физическим травмам (например, при предоставлении лицам с травмами спины инвалидных кресел без специальных подушек для уменьшения давления).
Деятельность ВОЗ
ВОЗ является координатором Глобального сотрудничества в области ассистивных технологий (GATE), целью которого является расширение доступа к высококачественным, недорогостоящим ассистивным средствам для каждого человека во всем мире. Инициатива GATE готовит четыре практических пособия для оказания странам поддержки в деле решения проблем, описанных выше.
В понимании ВОЗ инициатива GATE — это конкретный шаг на пути к достижению целей Конвенции ООН о правах инвалидов, обеспечению всеобщего охвата медико-санитарными услугами и Целей в области устойчивого развития.
Инициатива GATE будет способствовать осуществлению глобальной стратегии ВОЗ по ориентированному на потребности людей комплексному медико-санитарному обслуживанию на протяжении всего жизненного цикла, а также планов действий по неинфекционным заболеваниям, старению и здоровью, инвалидности и психическому здоровью.