Главная Топ-5 «школьных» болезней

Топ-5 «школьных» болезней

shkolnik

Школа – место, где ребенок может не только получить знания, но и оставить здоровье. Многое зависит от родителей. По случаю начала нового учебного года мы подготовили небольшую памятку для мам и пап.

Позвоночник: сколиоз, спондилолиз

По данным исследований, боли в спине беспокоят каждого третьего школьника. Чаще всего они не связаны с позвоночником – виноват миофасциальный болевой синдром, состояние, при котором в мышцах спины возникают спазмированные участки. Реже причиной болей становятся нарушения осанки, сколиоз. Еще реже встречаются несращения дужек позвонков (спондилолиз), смещения позвонков (спондилолистез).

Некоторые «школьные» факторы способствуют возникновению болей в спине, шее, пояснице:

  • Тяжелые ранцы. Американские ученые отмечают, что, даже несмотря на появление электронных книг, детям все еще приходится носить довольно тяжелые рюкзаки – их масса в среднем составляет 30% от веса ребенка.
  • Неудобная обувь. Если она плохо амортизирует нагрузки во время ходьбы и бега, это может не лучшим образом отразиться на здоровье позвоночника. Шлепанцы и «лягушки» вообще должны стать табу, даже если на улице жарко, и в школе царят демократичные порядки.
  • Стрессы. Эмоциональные переживания приводят к спазму мышц, в итоге ребенка беспокоят боли в спине, шее, головные боли. Это особенно актуально для первоклашек, особенно если ребенок от природы замкнут, стеснителен и с трудом привыкает к незнакомой обстановке.
  • Неправильное сидение за партой. Многие дети сидят, согнувшись вперед, из-за этого их позвоночник изгибается дугой, нагрузки на межпозвонковые диски распределяются неравномерно, возникают мышечные спазмы, сдавливаются сосуды и нервы.

Что делать? Ранец должен иметь две лямки и весить не больше 10­-15% от массы тела ребенка. Если тяжелее – пусть его несет взрослый. Обувь нужно выбирать удобную и по размеру: ведь школьнику придется ходить в ней полдня. Постарайтесь максимально смягчить стресс от адаптации к школьной жизни. Научите ребенка правильно и ровно сидеть за столом. Поощряйте физическую активность.

Глаза: близорукость, дальнозоркость

Проблемы со зрением есть у каждого четвертого школьника. Виной тому высокая нагрузка на глаза, плохое освещение в классах, неправильная посадка за партой, повальное увлечение детей компьютерами и гаджетами.

Проблемы со зрением мешают не только учиться, но и играть, общаться со сверстниками. Снижается успеваемость. Чаще всего встречаются расстройства рефракции: близорукость и дальнозоркость. Врачи из американской Клиники Мэйо утверждают, что у детей с косоглазием значительно чаще диагностируют синдром гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ).

Что делать? Правильно организуйте рабочее место для школьника дома и обеспечьте хорошее освещение, ограничьте времяпрепровождение с компьютером и гаджетами. Организм ребенка должен получать все необходимые для здоровья глаз витамины и минералы. Полезно научиться делать специальную гимнастику для глаз. Не забывайте о регулярных профилактических осмотрах окулиста.

Заметив «первые звоночки», которые сигнализируют о том, что с глазами школьника не все в порядке, нужно немедленно обратиться к врачу:

  • Когда ребенок читает, он подносит книгу близко к глазам.
  • Часто «теряет» текст, если во время чтения не водит по нему пальцем.
  • Часто прищуривается или запрокидывает голову, когда нужно что-то рассмотреть.
  • Часто трет глаза.
  • Стал хуже переносить яркий свет.
  • Закрывает один глаз, когда читает или что-нибудь рассматривает.
  • Часто жалуется на головные боли.
  • Перестал пользоваться компьютером, объясняя это тем, что от экрана «болят глаза».
  • Стал хуже учиться – ухудшение зрения может быть одной из причин.

Пищеварительная система: гастрит

По некоторым данным, среди «профессиональных» заболеваний школьников гастрит идет сразу после расстройств зрения. Даже если в школьной столовой кормят качественной пищей, это не гарантирует, что каждый ребенок будет правильно питаться. Многие дети принципиально отказываются есть то, что готовят в школьных столовых, потому что дома привыкли к другой пище. Зачастую у школьников, особенно в средних и старших классах, есть возможность «перекусить» чипсами, хот-догом, шоколадкой и газировкой. Прием пищи нередко происходит на ходу, больше напоминает перекус, чем полноценный обед.

Вносит свою лепту и стресс. Когда ребенок нервничает, в его желудке вырабатывается больше соляной кислоты. Добавим сюда еще тот факт, что некоторые дети изначально более склонны к проблемам с пищеварительной системой из-за наследственности.

Что делать?Поможет только тщательный контроль. У ребенка не должно быть возможности купить фаст-фуд и снеки. Если ему не нравится еда в столовой – пусть берет из дома свою. При первых признаках гастрита (изжога, тошнота, плохой аппетит) не стоит тянуть с визитом к врачу.

Нервная система: невроз, головные боли, СДВГ

В школе много стрессовых факторов, которые могут усугубить неврозы, расстройства поведения, СДВГ, психологические комплексы, головные боли, другие неврологические нарушения. Для первоклашек начало первого учебного года – уже сильный стресс. Ребенок испытывает повышенное нервное напряжение во время экзаменов и контрольных. Провоцирующим фактором может стать конфликт со сверстниками, особенно в старших классах, когда дети превращаются в подростков, многие начинают вести себя агрессивнее, обостряются психологические комплексы.

Что делать? В первую очередь – попытаться «разгрузить» ребенка. Не нужно «навешивать» на него массу кружков и секций после школы. Выполнение домашних заданий не должно занимать много времени. Пусть ребенок больше гуляет, играет. Важно полноценное питание, физическая активность, спокойная и доброжелательная атмосфера в семье.

Установите с ребенком доверительные отношения: он будет охотнее рассказывать вам о своих проблемах, и у вас появится больше возможностей поддержать его. Ни в коем случае не стоит ругать и, тем более, наказывать за плохие отметки.

Иногда источником стресса становятся плохие отношения с преподавателем. Во многих классах есть свои «любимчики» и «вечные двоечники». Если педагог относится к вашему ребенку предвзято, негативно – с этим обязательно нужно что-то делать.

И, конечно, ОРЗ

Согласно статистике, школьники в крупных городах болеют простудой до 10 раз в год. ОРВИ – одна из самых частых причин пропусков уроков по болезни, при этом сама школа способствует распространению инфекции:

  • В классах все дети постоянно контактируют друг с другом.
  • Школьники, особенно в младших классах, часто засовывают в рот пальцы, ручки и карандаши.
  • В крупных городах дети мало бывают на свежем воздухе: они то в школе, то дома. Постоянное пребывание в «тепличных» условиях совсем не способствует повышению сопротивляемости к вирусам простуды.
  • Не последнюю роль в ослаблении иммунитета играют и школьные стрессы.

Что делать? Привейте ребенка от гриппа. Это один из лучших способов профилактики. Приучите его чаще мыть руки, не совать их в рот. Школьник должен иметь пенал, в котором есть все необходимое. Инфекция часто распространяется, когда дети берут друг у друга «взаймы» ручки, карандаши, точилки и другие принадлежности. Поддерживать крепкий иммунитет поможет физическая активность, закаливание, полноценный сон и питание. «Одноразовые» маски и «кулончики с чесноком» стоит воспринимать, скорее, как бижутерию: в качестве средств защиты от заражения они почти не работают.

Фоторепортаж